(за год до школы)
Подготовка к школе является основной проблемой родителей детей старшего дошкольного возраста. В первую очередь мы дадим ответы на два наиболее часто задаваемых вопроса:
Что дает подготовка к школе?
Прежде всего, подготовка к школе:
1 - формирует у ребенка мотивацию к обучению, то есть осознание того, что учеба - это важное и интересное дело; научить получать удовольствие от учебного процесса.
2 - развивает в ребенке ответственность и усидчивость, то есть такие психические процессы, как память, внимание, мышление и речь.
3 - дает ребенку все необходимые знания и представления об окружающем мире и о себе самом, обогащает его словарный запас, развивает связную речь, формирует элементарные математические представления, учит читать и писать печатными буквами.
4 - предупреждает дислексию и дисграфию (нарушения письма и чтения).
5 - дает уверенность в своих силах.
Когда стоит начинать занятия по подготовке к школе?
Стремительное развитие современного общества предъявляют повышенные требования к образованию детей. Школа является лишь одним из этапов развития ребенка, которое началось с раннего возраста. Целенаправленный и долговременный процесс воспитания приводит к всестороннему и гармоническому развитию ребенка и его оптимальной готовности к школе. И здесь, в большей степени, речь нужно вести не о сроках начала подготовки к школе, а об отклонениях от норм развития, т.е. об уровне знаний, умений и развития психических функций ребенка. Чем больше отставание ребенка в развитии, тем больше времени потребуется на его ликвидацию. Проверку уровня развития желательно осуществлять с раннего возраста, не реже одного раза в год. Соответственно, если говорить о школе, то за год до запланированного поступления. В настоящее время подготовку к школе дети проходят в подготовительных группах ДОУ и на подготовительных курсах при школах.
Если Вы сомневаетесь в уровне готовности Вашего ребенка, или у Вас нет возможности на должном уровне подготовить ребенка, то мы готовы Вам помочь.
В нашем Центре, по результатам тестирования, для Вас составят индивидуальную программу развития вашего ребенка, в которой будут содержаться систематизированные, целесообразные и эффективные упражнения и игры, подобранные с учетом индивидуально-типологических особенностей вашего ребенка.
Наш Центр предлагает индивидуальную и групповую подготовку к школе, в которой основными направлениями развивающей работы являются:
формирование коммуникативной готовности ребенка к школе - умение обратиться и выполнить требования учителя, задать вопрос, взаимодействовать в ходе занятий; формирование мотивации к учебе; развитие произвольности - возможность планирования режима собственной активности и проявления познавательной инициативы, самостоятельности; развитие мелкой моторики, подготовка руки к письму; интеллектуальная готовность - сформированность начальных логических, математических и пространственных представлений, творческого мышления; обучение умению ориентироваться в пространстве и в тетради; обучение звуко-буквенному анализу и синтезу; обучение чтению; предупреждение дисграфии; развитие связанной речи; коррекция звукопроизношения. В программу раннего развития входит: развитие основных психических функций, таких как память, внимание, мышление, речь, воображение; развитие сенсорного восприятия; развитие крупной и мелкой моторики; развитие ориентирования в пространстве; формирование элементарных математических представлений; развитие творческих способностей; развитие познавательных процессов; развитие интеллектуальной активности; развитие навыков чтения.
Преодоление неуспеваемости и ликвидация отставания в развитии.
Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств - наивность, легкомыслие, взгляд на взрослого снизу вверх. Но с другой стороны он начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления.
Это возраст, в котором создаются наиболее благоприятные условия для:
- формирования мотивов учения, развития устойчивых познавательных потребностей и интересов;
- развития продуктивных приемов и навыков учебной работы, "умения учиться";
- раскрытия индивидуальных особенностей и способностей;
- развития навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции;
- становления адекватной самооценки, развития критичности по отношению к себе и окружающим;
- усвоения социальных норм, нравственного развития;
- развития навыков общения со сверстниками, установления прочных дружеских контактов.
Вместе с тем ребенок в этом возрасте сталкивается с независящими от него трудностями, которые влияют на учебный процесс:
- c поступлением в школу ребенок попадает в новую социальную среду. Необходимость налаживать и поддерживать взаимоотношения с учителями и сверстниками в ходе совместной деятельности требует развитых навыков общения;
- в младшем школьном возрасте совершенствуется работа головного мозга и нервной системы. К 7 годам кора больших полушарий является уже в значительной степени зрелой. Однако наиболее важные, специфически человеческие отделы головного мозга еще не завершили своего формирования (развитие лобных отделов мозга заканчивается лишь к 12 годам). Несовершенство регулирующей функции коры проявляется в особенностях поведения, организации деятельности и эмоциональной сферы: младшие школьники легко отвлекаются, не способны к длительному сосредоточению, возбудимы, эмоциональны;
- в этот период совершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому, понятийному мышлению. Недостаточное развитие словесно-логического мышления приводит к трудностям при совершении любых логических действий (анализа, обобщения, выделения главного при построении выводов) и операций со словами;
- в данный период происходит окончательная смена ведущего вида деятельности (от ИГРЫ к УЧЕБЕ).
К вышеперечисленным трудностям можно добавить и другие проблемы - это не полная или не квалифицированная готовность ребенка к обучению к школе; наличие у ребенка патологий психического развития; недостаточное взаимопонимание между учеником и учителем и др. Не способность преодолеть возникшие трудности приводит к появлению пробелов в знаниях, накопление которых ведет к отставанию, а в дальнейшем к неуспеваемости.
Неуспевающий ученик обладает основными особенностями:
- невнимательность, частое непонимание задания, но разъяснений не просит, вопросов не задаёт;
- пассивность, в том числе и интеллектуальная (постоянно нуждается в стимулах для перехода к очередным видам работы);
- медлительность, либо постепенное снижение темпа деятельности, быстрая врабатываемость;
- не имеет ясного представления цели, не планирует и не организует свою работу;
- индифферентно относится к результатам работы;
- не подмечает своих неудач и трудностей.
Это может проявляться в:
- трудностях в усвоении новых знаний;
- трудностях в пересказе текста;
- пропусках букв в письменных работах;
- орфографических ошибках, при хорошем знании правил;
- трудностях при решении математических задач;
- плохом знание таблицы сложения (умножения);
- постоянной грязи в тетради;
- трудностях в выполнении заданий для самостоятельной работы и т.д.
В нашем Центре проводится диагностика успеваемости и уровня развития младших школьников. Выявляются причины школьной неуспеваемости, и проводится работа по их устранению.
Наша цель не только заполнить имеющиеся у ребенка пробелы в знаниях, но и развить у ребенка словестно- и абстрактно-логическое мышление, память, внимание, восприятие информации и другие психические процессы.
Во время обучения в нашем Центре у детей воспитываются волевые качества и развивается усидчивость. После прохождения обучения у детей появляется мотивация к учебе, они легко усваивают школьную программу, становятся уверенными в своих возможностях, повышается самооценка.